Кохлеарная имплантация (КИ) — активно развивающийся метод помощи людям при глубоких потерях слуха, при которых коррекция с помощью слуховых аппаратов является неэффективной, либо – малоэффективной. С помощью этого высокотехнологичного метода удается практически полностью преодолеть первичное нарушение в развитии — дефект слуха.

Итак, операция позади. Однако сразу же после нее ни взрослый, ни тем более ребенок, который с рождения не слышал, идеально воспринимать звуки не станет. Необходима реабилитация. Насколько успешной она будет, зависит от работы специалистов, настроя и ответственности пациента. Кроме того, способность слышать и овладение речью происходит только при наличии системной, междисциплинарной работы группы специалистов: сурдопедагогов, логопедов, психологов, сурдологов и, конечно, родителей ребенка.

Слабослышащий мальчик с гитарой

Слабослышащий мальчик с гитарой

Большая разница

После установки кохлеарного импланта – серьезной хирургической операции, которая обычно длится до нескольких часов – должно пройти около четырех недель, чтобы зажила раневая поверхность.

Через месяц наступает момент первого подключения. Речевой процессор проверен и настроен специалистом. Впереди — этап слухоречевой реабилитации. Или, говоря проще, освоения нового навыка: не просто слышать, но научиться понимать, что означают звуки и слова.

И вот тут-то видны огромные отличия между взрослыми пациентами, у которых слух мог снижаться в течение жизни постепенно, пока те не решились на операцию, которые успели испробовать не один слуховой аппарат перед тем, как наступила практически полная потеря слуха, и детьми, с рождения лишенными звуков и совершенно не имеющими слухового опыта.

Где-то я это уже слышал…

«Взрослых пациентов волнует вопрос, начнут ли они воспринимать звуки с имплантом сразу и так же хорошо, как абсолютно здоровые люди. Увы, нет», – говорит врач-сурдолог клиники сети «МастерСлух» Антон Прошин. – «Кохлеарный имплант обеспечивает максимально возможный, но все же не 100 %-ный аналог природного слуха. Люди 2-3 недели отмечают, что звук-то теперь для них есть, но какой-то непонятный. Они вспоминают свой прошлый опыт слышания и находят его совсем другим. Кто-то сравнивает новые ощущения с булькающей кипящей водой в чайнике, другие – с гудением трансформаторной будки, третьи – с шумом прибоя. У всех всегда по-разному, это очень индивидуальная история».

Но проходит некоторые время, и сначала появляется градация громкости, человек постепенно различает тихие и громкие звуки. Затем в общем потоке прорезываются слова, возникает понимание речи окружающих. Это значит, что процесс пошел.

У ребенка появилось “пятое” чувство

У детей после кохлеарной имплантации — совсем другая история. У них ведь не было слухоречевого опыта, свой первый в жизни звук они услышали благодаря системе КИ. Им необходима реабилитация, но не с целью восстановить, как было и/или сделать лучше, а просто начать слышать и главное – воспринимать все «с нуля».

Семье предстоит, «как к себе домой», ходить к сурдопедагогу и сурдологу.

Специалист 2 в 1

Первый – сурдопедагог, имеющий опыт реабилитации детей после кохлеарной имплантации. Ни логопед, ни учитель-дефектолог без опыта с задачей не справятся. Специфика не та…

Дети с кохлеарными имплантами — иная категория детей, с которыми традиционная сурдопедагогика ранее не имела дело. Классические методы в полной мере к ним не применимы. Коррекционные и массовые школы, детские сады не имеют достаточно инструментов для ведения полноценной реабилитации ребенка. Данный процесс включает в себя оценку порогов восприятия в системе КИ и корректировку параметров настройки речевого процессора, развитие слухового восприятия и речи новыми методами, работе с родителями по особенностям воспитания и обучения ребенка с КИ, включая техническое сопровождение речевого процессора.

Играя с ребенком (а иначе с детьми не получится, им должно быть интересно), сурдопедагог начнет постепенно учить:

  • что в принципе вокруг и везде есть звук;
  • звук бывает разный, например, громкий и тихий;
  • звукоподражанию – распознавать отдельные звуки, воспроизводить их, а затем слова, фразы, речь и понимать все это;
  • говорить самостоятельно, осмысленно, а не просто повторять, как попугай.

Задача сурдопедагога очень ответственна и важна – сформировать у ребенка звуковые образы в голове, делать связку между звуками и действиями.

Если проводить аналогию, то это можно сравнить с попаданием в чужую языковую среду. Представьте: вокруг все говорят на иностранном языке, вы вроде слышите все, но не понимаете ничего. Вы даже слова в общем потоке не выделяете, перед вами проносится просто набор каких-то звуков. И вам нужно постепенно учиться различать их, а затем слова, фразы, предложения, речь – накапливать свою библиотеку знаний.

Другой пример – естественное развитие слышащих людей, когда восприятие звуков, связь их с речью и конкретными действиями происходит постепенно и органично, человек вливается в языковую среду и развивается в ней.

У ребенка, глухого с рождения, такой возможности не было. К счастью, отставание можно наверстать. Но только при условии:

  • активного контакта со специалистом;
  • самостоятельной работы над развитием, а в случае маленьких детей – вовлеченности в процесс родителей. Именно на них ложатся все сложности реабилитации, ведь с сурдопедагогом ребенок занимается от силы несколько часов в неделю, а большую часть времени проводит с мамой и папой.

Формула вливания в нормальную жизнь для детей после кохлеарной имплантации, выглядит так: возраст, в котором была сделана операция, умножить на 2.

То есть если имплантация была произведена в год, то к двум годам малыш будет соответствовать по развитию речи своим сверстникам. Опять же при условии постоянных занятий с сурдопедагогом и регулярных настроек процессора, особом внимании родителей.

Операция произведена в двухгодовалом возрасте? Тогда в четыре годика малыш ничем не будет отличаться от других детей.

Настройщик слуха

Теперь о враче сурдологе-оториноларингологе. Он был как “отец родной” до кохлеарной имплантации и никуда не исчезает из жизни пациента после. Сурдолог будет настраивать речевой процессор.

  • В первый год после кохлеарной имплантации у ребенка должно быть минимум (!) 4 настройки речевого процессора.
  • На следующий год – еще 4.
  • Далее – минимум 2.
  • Затем по требованию сурдопедагога, но хотя бы раз в год обязательно.

Никогда не нужно отказываться от дополнительных настроечных сессий и из поля зрения сурдолога не пропадать, чтобы не спровоцировать паузу или даже откат в развитии.

Дело в том, что речевой процессор системы кохлеарной имплантации, равно как и внутренняя часть, могут прийти в неудовлетворительное техническое состояние, не отключаясь полностью. Семья о проблеме может даже не подозревать.

Взрослым пациентам с кохлеарными имплантами график настройки также назначает сурдолог, но даже не надейтесь, что они будут реже. Мир звуков прекрасен, но, чтобы в нем задержаться на всю жизнь, придется постараться.