Индустрия хендмейд-товаров растет в России небывалыми темпами, превращаясь в настоящую отрасль. Лето – время многочисленных ярмарок и фестивалей, на которых можно приобрести изделия ручной работы. С каждым сезоном в России проводится все больше подобных мероприятий, а спрос на такую продукцию растет. Это общемировой тренд: с одной стороны, хендмейд-индустрия возродила традиционные народные ремесла, а с другой – стала новым типом предпринимательства XXI века. Ее развитию способствуют меняющаяся психология потребителей и появление цифровых технологий.

В России хендмейд вошел в моду позже, чем на Западе, сообщество ремесленников у нас только складывается. Пока еще не выработан узнаваемый российский стиль, не подсчитаны показатели креативной индустрии и даже не отрегулировано ее взаимодействие с государством. Все это, однако, не мешает многим авторам процветать, развивать собственные бренды и даже думать о выходе на мировой рынок. Как превратить свое хобби в источник заработка и закрепиться на столь требовательном рынке.

Ассортимент handmade-товаров обширен: вышивка, керамика, изделия из кожи, резьба по дереву, украшения, подарочные коробки, свечи, сладости, значки, мыло, футболки… Популярнее всего бижутерия – серьги, бусы, браслеты из полудрагоценных металлов. Молодые женщины – главная категория клиентов на хендмейд-мероприятиях. Украшения обычно стоят до 1000 рублей – можно позволить себе новую безделушку. Если одежда делается на заказ и клиент не всегда знает свои размеры или не может объяснить в переписке желаемый фасон, то бижутерия универсальна, проста в изготовлении и примерке. Вообще направлений рукоделия много: на нашем портале представлено 2,5 млн товаров 2000 видов.

Отдельная категория товаров – домашняя еда, в основном выпечка. Ее популярность зависит от региона. «На севере хендмейд-блюда покупают гораздо чаще. На юге, где на рынках и без того широкий выбор фермерских товаров, они востребованы лишь у веганов и сторонников экостиля.

Статистика продаж также зависит от сезона и даже от масштаба ярмарки. На крупных толкучках посетители стараются взять по чуть-чуть у разных производителей, а на локальных или тематических мероприятиях могут раскошелиться на дорогой товар – шаль, пальто, скатерть.

Меняется и мода. К примеру, в текущем году «выстрелили» тканевые цветы канзаши и украшения из эпоксидной смолы. Другой актуальный тренд – украшения по мотивам игр, кино и литературы. Постоянно обновляется дизайн: в скрапбукинге, декоративном творчестве и одежде одновременно выходят на передний план те же цвета, узоры, техника росписи.