Руководитель абсолютно любого предприятия, фирмы или компании согласиться, что управление сотрудниками — главная сложность в его работе. Собственно, это вполне понятно, поскольку работники попадаются разные: кто-то вполне адекватен и успешно выполняет поставленные перед ним задачи, кто-то относится к категории «себе на уме» и потому требует постоянного внешнего контроля, а кто-то вообще считает себя главным знатоком дела и норовит всё сделать «правильно», то есть не так, как говорит «глупое» начальство.

Главным инструментом управления любым коллективом является непререкаемый авторитет руководителя. Но вот вопрос — как этот авторитет завоевать? В интернет-сети можно найти длинные и многословные мануалы, но на самом деле всё можно свести к трём простым правилам.

Совет первый: правильная организация рабочего процесса

Есть такой закон психологии: коллектив следует за истинным лидером. Это значит, что если руководитель покажет, что действительно ратует за дело и делает всё, чтобы избавить своих подчинённых от пустых трат времени, то работники невольно проникнуться его энтузиазмом и тоже начнут трудиться максимально добросовестно и ответственно. Простой пример: начальник организовывает на вверенном ему предприятии выездные медосмотры (если таковые предусмотрены спецификой осуществляемой деятельности), чем экономит изрядную долю рабочего времени. В этом случае работники будут видеть и заботу со стороны руководителя, и его рвение оптимизировать рабочий процесс, что уже вызывает уважение, ведь начальник что-то реально делает, а не просто раздаёт приказы.

Разумеется, одним только медосмотром возможности организации рабочего процесса не ограничиваются. Например, в интенсивно работающем столярном цехе можно нанять специального работника, который бы убирал стружку, чтобы столяра не отвлекались от основной работы. А на строительстве каменщикам будет полезен подсобник, который бы подносил кирпичи и раствор. Примеров можно привести много, но общий принцип уже понятен — руководитель должен высвободить специалиста от всей малополезной рутины, чтобы тот занимался только своими прямыми обязанностями.

Совет второй: компетентность

Если начальник откровенно «плавает» в теме той деятельности, которой он призван руководить, то на высокий авторитет ему рассчитывать не приходится. При этом руководителю вовсе не обязательно знать всё досконально, до мельчайших деталей, но общие принципы производства он должен понимать, чтобы отдавать чёткие, разумные и, главное, не требующие последующей отмены указания.

Совет третий: требовательность и человечность

Пожалуй, наиболее сложное требование, которому обязан соответствовать хороший руководитель — проявлять высокую требовательность к своим подчинённым, но одновременно и сохранять должный уровень человечности, чтобы суметь понять особенности жизненной ситуации того работника, который по какой-то весомой причине временно не может исполнять свои обязанности.

Если говорить другими словами, начальник вызывает к себе уважение тогда, когда он строго требует от своих подчинённых эффективной работы, но при этом понимает и то, что жизнь гораздо больше, чем работа, а потому иногда, в каких-то особенных ситуациях, предоставляет сотруднику возможность сделать паузу.

Здесь, разумеется, нужна большая осторожность и индивидуальный подход, поскольку отдельные недобросовестные работнички могут попробовать воспользоваться добротой босса и попытаться отлынивать от сложных задач. С такими «ловкачами» лучше сразу прощаться потому, что на плодотворный труд они не настроены изначально.

Совет №3,5 — в заключение

Главное, что должен понимать руководитель: направление всему рабочему процессу задаёт он, но делается работа только совместными усилиями, а потому важно оставаться лидером и одновременно не превращаться в тирана-самодура. Если это условие будет выполнено, то высокий авторитет руководителю обеспечен, а значит, никаких серьёзных трудностей с работниками возникать не будет.